MIPT Life Sciences Center

  • Bioanalytics laboratory

    The laboratory deals with the analysis of pharmaceutical substances in biological tissues and liquids for studying pharmacokinetics and bioavailability of pharmaceutical substances as well as the key processes characterizing the pharmacokinetic profile of the compounds in living bodies - absorptions, distributions, metabolism and excretion. The main objects of analysis are such biomaterials as plasma, blood, cerebro-spinal fluid, homogenates of different organs and tissues of laboratory animals, and cell culture extracts.




  • Laboratory of genetics of aging and longevity

    The Laboratory of Genetics of Aging and Longevity appeared in the MIPT Life Sciences Center in March 2013 in connection with the signing of the Cooperation Agreement with the Buck Institute for Research on Aging (California, USA). The studying of the causes and mechanisms of aging on different levels of the living organisms organization and the development of biomedical issues for the regulation of this process are fundamental scientific problems. The understanding of the nature of the aging process will allow people to control over longevity, to develop the preventive measures against premature aging and development of aging-associated diseases.

    The laboratory activity is aimed at the search of genetic, epigenetic and physiological mechanisms of aging and longevity as well as at the search of substances and gene-therapy interventions able to slow down the aging process, to increase longevity and stress resistance of organisms by the influence on pathologic gene networks.

    Nowadays, the laboratory is the only laboratory in Russia, which fully focuses on biogerontology. The laboratory researches are based on classical methods of molecular and cellular biology, new generation sequencing, the methods of work with laboratory animals, bioinformatics and mathematic modelling.




  • Drug dosage forms design laboratory

    The Drug Dosage Form Design Laboratory was founded in April 2013. The laboratory investigations are aimed at the creation of dosage forms with modified release of pharmaceutical substances.

    The Objectives of the Drug Dosage Form Design Laboratory:

    1. The researches of the features of pharmaceutical substances with the aim to create more effective and safe pharmaceutical drugs
    2. Research and development of the delivery systems increasing the efficiency and safety of the use of pharmaceutical substances
    3. Research and development of pharmaceutical forms with the modified release of pharmaceutical substances



  • Laboratory for innovative drug products

    The development of the Laboratory for the Development of Innovative Pharmaceutical Drugs in the MIPT Life Sciences Center is connected with the name of the 2001 Nobel laureate in chemistry Barry Sharplesson, who visited MIPT in 2011 and offered to develop the validation of new approaches in the fundamental improvement of the quality of pharmaceutical drugs that affect the biological and metabolic processes in the cell. These new methods are based on the use of innovative click-chemistry, which is used for testing on different cellular models, including carcinogenesis, inflammation and Alzheimer's and Parkinson's diseases.




  • Laboratory of sequencing and mathematical modeling of the transcriptome

    Laboratory of sequencing and mathematical modelling of the transcriptome was established at the MIPT in 2011 and is now part of the the MIPT Life Sciences Center. Since 2013, the main project of the laboratory has become the development of the system for the diagnostics of rare Mendelian disorders with a usage of the massive parallel sequencing technologies. The work is carried out under the State Contract of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No. 13411.1008799.13.086 for the performance of research and development work “The development of technology and production organization of the analysis system of genetic diseases with the use of massively parallel sequencing”.

    The test-system of rare Mendelian disorders with the use of next-generation sequencing (NGS) technologies, developed in the laboratory, is designed to diagnose over 60 diseases by detecting up to 1500 of the known mutations in more than 60 genes. Nowadays, as a result of the joint work of medical geneticists, molecular biologists and bioinformaticians, the socially significant monogenic hereditary diseases caused by single-nucleotide substitutions, short insertions and deletions were selected,the database of the mutations associated with the most common hereditary diseases was created, and the algorithms for the analysis of DNA sequences were implemented. The primer panel for targeted amplification of genes associated with 60 hereditary diseases (about 450 pairs of primers) was developed and partially tested. The work on the creation of the forecasting system of the effect of mutations on the structural and functional properties of proteins encoded by the genes, in which mutations cause rare diseases, is also being carried out.

    The diagnostics test-system focusing on the screening of genetic defects associated with hereditary diseases that was created in the laboratory, is the first of its kindin Russia.




  • Laboratory of medical instrumentation engineering

    The main directions of applied researches:

    • Spectral methods for measuring regional oximetry
    • Low inertia sensors design for respiratory parameters measuring systems and end user equipment modeling and design
    • Modeling and design of the systems and the end equipment for personal telehealth
    • Automatic analysis of biomedical signals for smart devices and medical decision-making support systems
    • Therapeutic effect individualization by the identification and evaluation of the side effects dynamics of pharmaceutical drugs



  • Systems biology laboratory

    The Laboratory of systems biology conducts the researches in the sphere of the problems of data integration of transcriptional, proteomic and metabolic activity of the genome of biological objects. In the research projects carried out in the sphere of post-genomic biology and medicine, not only information about the complete DNA sequence of the studied object is used, but also the persistence of the genome is studied, its micro- and macroheterogeneity is described as well as cause-and-effect relationships that occur in case of the DNA instability on the level of matrix RNA and proteins.

    A key condition of the systems biology projects is a creation of a technological complex of methods, the so-called technological platform, which will allow to carry out researches at four levels of the cell organization, i.e. to define the stability parameters of the genome of the studied object (full genome sequencing), to determine the level of gene transcription (transcription profile), to measure the proteins expression and their post-translational modification (proteomic profile), as well as to register the flows of metabolites.

    The Laboratory was founded in 2013 as a part of the MIPT Life Sciences Center for the research of omix human data for the needs of medicine, biotechnological industry, knowledge generation in the field of life sciences, and for the search of new drug compounds.




  • Laboratory of translational research and personalized medicine

    The Laboratory of Translational Research and Personalized Medicine was founded in April 2013. The laboratory activity is focused on the scientific researches in the field of personalized oncology, on the implementation of the scientific results into the product development, as well as on the educational activity. Moreover, the laboratory is focused on the study of cause-and-effect relationships between the mutations and changes in the tumor expression profiles, as well as the phenotypic manifestation of these changes; the study of the resistance mechanisms to the antitumoral pharmaceutical drugs.

    The laboratory develops a clinical and diagnostic platform for the personalized selection of the most effective cancer treatment, which has no analogues in the world. During the project implementation, a diagnostic platform will be developed and introduced into clinical practice, which will allow doctors to prescribe the most effective therapy taking into consideration the individual characteristics of each patient based on genetic and expression biomarkers.




  • Laboratory of medicinal chemistry and bioinformatics

    The design of focused and thematic libraries of organic compounds. Projects on the synthesis and testing of new compounds, the development of specialized software in the field of medicinal chemistry, nanotechnology and agricultural chemistry.
    (The Head is Y.A. Ivanenkov)




  • Laboratory of scientific technical analysis and prognosis

    Analytical studies on development status of scientific directions and approaches in biomedical and pharmaceutical technologies and their use for development of new drug products, diagnostic tools.
    (The Head is K.V. Balakin)




  • Biomedical engineering laboratory

    The development of tissue-engineered bioconstructions with specified organ or tissue-substituting functions.
    (The Head is V.Y. Abramov)




  • Laboratory of simulation of biological systems

    The development and design of the complicated biological systems for the evaluation of the effectiveness of pharmaceutical drugs and for the study of fundamental mechanisms of component interaction of such systems.
    (The Head is P.O.Fedichev)




  • Physiology laboratory

    The study of the formation of rhythm, arrhythmia and fibrillation of the heart, the dynamics of vortex autowave structures by the method of computer simulation.
    (The Head is A.I. Efimov)




  • Laboratory for chemical synthesis and catalysis

    РThe development of new catalytic transformations and their application in fundamental researches of biomarkers on the early stages of inflammation, cancer and autoimmune diseases.
    (The Head is V.V. Fokin)




  • Agricultural biotechnology laboratory

    The search for new effective plant growth modulators with the use of the modern technologies of high-efficiency phenotypic screening.

    (The Head is A. Turaev)



  • Laboratory for personalized genomic diagnostic and genetic therapy

    The validation and introduction into clinical practice of genetic, matabolic and proteomic tests.
    (The Head is T.O. Amirova)




  • Laboratory of historical genetics, radiocarbon analysis and applied physics

    The study of human genome history. The development of physical chronology methods including accelerator mass-spectrometry.
    (The Head is Kh.Kh. Mustafin)




  • Laboratory of biophysics of excitable system

    The creation of artificial cardiac tissue patches, with a focus on portions of the heart suitable for implantation and damage replacement. The study of the processes that lead to dangerous cardiac arrhythmias.
    (The Head is K.I. Agladze)




  • Laboratory of government programms and development projects in life sciences

    The development of teh development projects in the sphere of “life sciences” and strategic consulting in the sphere of biomedical technologies.
    (The Head is O.M. Korzinov)




  • Laboratory of pre-clinical researches


    (The Head is Alekseev S.G.)

РУС     ENG     Photos

Лаборатории Центра живых систем МФТИ

  • Лаборатория биоаналитики

    Лаборатория занимается анализом лекарственных субстанций в биологических тканях и жидкостях для изучения фармакокинетики и биодоступности лекарственных веществ, а также ключевых процессов, характеризующих фармакокинетический профиль соединения в живом организме - абсорбции, распределения, метаболизма и экскреции. Основными объектами анализа являются такие биоматериалы, как плазма, кровь, спинномозговая жидкость, гомогенаты различных органов и тканей лабораторных животных, экстракты клеточных культур.




  • Лаборатория специальной медицинской техники, технологии и фармацевтики

    Лаборатория образована в целях создания, разработки технологий и организации опытно-промышленных производств:

    • инновационных гемостатических средств и ранозаживляющих композиционных материалов на основе природных биополимеров, предназначенных для оказания первой помощи по остановке массивных кровотечений в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, остановки диффузных и профузных кровотечений при хирургических операциях, для ускоренного лечения тяжелых ожогов, сложных долго незаживающих ран при нейропатологиях, заболевании диабетом, пролежнях, ожирении, венозной недостаточности и пр. с использованием в регенеративной медицине, травматологии, эдокринологии и онкологии;
    • биосовместимых и биодеградируемых полисахаридных матриксов, предназначенных для иммобилизации физиологически активных белков и биологических клеточных культур с использованием в современных медицинских технологиях культивирования и трансплантации клеток.



  • Лаборатория клеточных и молекулярных технологий

    Лаборатория клеточных и молекулярных технологий осуществляет свою исследовательскую деятельность по разработке медицинских биотехнологий создания искусственных органов. Научное руководство лабораторией осуществляет профессор Августинус Бадер - признанный лидер в области изучения биологии стволовых клеток, физиологии заживления ран, раковых стволовых клеток. (h- 32, более 175 статей в научных журналах).

    Лаборатория обладает оснащенными культуральными боксами, включающими современное оборудование для проведения высокопроизводительных скрининговых и фундаментальных клеточных исследований, а также уникальным оборудованием — биореактором Harvard Apparatus, разработанным специально для исследований в сфере регенеративной медицины.

    В 2014 году лаборатория клеточных и молекулярных технологий совместно с Центром живых систем МФТИ создала Научный совет, куда входят такие эксперты по биомедицине, как: Брем Г., Бадер А., Вольф Э., Мелерзанов А.В., Мынбаев О.А.




  • Лаборатория генетики старения и продолжительности жизни

    Лаборатория генетики старения и продолжительности жизни появилась в Центре живых систем МФТИ в марте 2013 года в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с Институтом старения Бака (Калифорния, США). Изучение причин и механизмов старения на разных уровнях организации живых организмов, и разработка биомедицинских вопросов регуляции этого процесса является фундаментальной научной проблемой. Понимание сути процесса старения позволит человеку управлять продолжительностью жизни, разработать меры по предупреждению преждевременного старения и развития возрастных патологий.

    Деятельность лаборатории направлена на поиск генетических, эпигенетических и физиологических механизмов старения и долголетия, а также веществ и генотерапевтических вмешательств, способных замедлить старение, увеличить продолжительность жизни и стрессоустойчивость организмов путем влияния на патологические генные сети.

    Лаборатория на сегодняшний день является единственной лабораторией в России, задачи которой полностью сосредоточены в области биогеронтологии. Исследования лаборатории опираются на классические методы молекулярной и клеточной биологии, секвенирования нового поколения, методы работы с лабораторными животными, биоинформатики и математического моделирования.




  • Лаборатория дизайна лекарственных форм

    Лаборатория дизайна лекарственных форм создана в апреле 2013 года. Исследования лаборатории направлены на создание лекарственных препаратов с модифицированным высвобождением фармацевтических субстанций.

    Задачи ЛДЛФ:

    1. Исследования свойств фармацевтических субстанций с целью создания более эффективных и безопасных лекарственных препаратов
    2. Создание и исследование систем доставки, повышающих эффективность и безопасность применения фармацевтических субстанций
    3. Создание и исследование лекарственных форм с модифицированным высвобождением фармацевтических субстанций



  • Лаборатория разработки инновационных лекарственных средств

    Становление лаборатория разработки инновационных лекарственных средств в Центре живых систем МФТИ связано с именем лауреата Нобелевской премии 2001 года в области химии Барри Шарплесс, который посетил МФТИ в 2011 году и предложил разрабатывать валидацию новых подходов в принципиальном улучшении качества лекарственных средств, влияющих на био- и метаболические процессы в клетке. Эти новые методы основаны на применении инновационной клик-химии, которая исследуется на различных клеточных моделях, включая канцерогенез, воспалительные процессы и заболевания Альцгеймер и Паркинсон.




  • Лаборатория секвенирования и математического моделирования транскриптома

    Лаборатория секвенирования и математического моделирования транскриптома была создана в МФТИ в 2011 году и сейчас входит в состав Центра живых систем МФТИ. С 2013 года основной тематикой лаборатории становится разработка системы для диагностики генетических заболеваний с использованием секвенирования нового поколения (NGS). Работа проводится в рамках государственного контракта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации №13411.1008799.13.086 на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы «Разработка технологии и организация производства системы анализа генетических заболеваний с использованием массового параллельного секвенирования».

    Система диагностики редких генетических заболеваний с использованием секвенирования нового поколения (NGS), разрабатываемая в лаборатории, рассчитана на диагностику более 60 заболеваний путем обнаружения как минимум полутора тысяч известных мутаций в 60 генах. В настоящий момент в результате совместной работы медицинских генетиков, молекулярных биологов, биоинформатиков выбраны социально значимые моногенные наследственные заболевания, обусловленные однонуклеотидными заменами, короткими инсерциями и делециями, создана база данных мутаций, связанных с наиболее частыми наследственными заболеваниями, реализуются алгоритмы для анализа последовательностей ДНК пациентов. Разработана и частично испытана праймерная панель для таргетной амплификации генов, ассоциированных с 60 наследственными заболеваниями (около 450 пар праймеров). Проводится научная работа по созданию системы предсказания эффекта мутаций на структурно-функциональные свойства белков, кодируемых генами, мутации в которых вызывают редкие заболевания.

    Создаваемая в лаборатории система анализа генетических заболеваний – первая в России система, ориентированная на скрининг носительства генетических дефектов, связанных с наследственными заболеваниями. Такие системы только начинают появляться за рубежом.




  • Лаборатория медицинского приборостроения

    Основные направления прикладных исследований:

    • Спектральные методы измерений для регионарной оксиметрии
    • Проектирование низкоинерционных датчиков измерения параметров дыхания
    • Моделирование и создание систем и конечного оборудования для индивидуальной телемедицины
    • Автоматический анализ биомедицинских сигналов для интеллектуальных приборов и систем поддержки принятия врачебных решений
    • Индивидуализация лечебного воздействия на организм посредством выявления и оценки динамики побочных эффектов фармакологических средств



  • Лаборатория системной биологии

    Лаборатория системной биологии ведет исследования по проблемам интеграции данных транскрипционной, протеомной и матаболической активности генома биологических объектов. В научных проектах, выполняемых в области постгеномной биологии и медицины, используются не только информация о полной нуклеотидной последовательности ДНК изучаемого объекта, но и изучается постоянство генома, описывается его микро- и макрогетерогенность, а также причинно-следственные взаимоотношения, которые возникают при нестабильности ДНК на уровне матричной РНК и белков.

    Ключевым условием выполнения проектов по системной биологии является создание технологического комплекса методов, так называемой технологической платформы, которая позволит проводить исследования сразу на четырех уровнях организации клетки – определять параметры стабильности генома изучаемого объекта (полногеномное секвенирование), определять уровень транскрипции генов (транскрипционный профиль), измерять экспрессию белков их посттрансляционную модификацию (протеомный профиль), а также регистрировать потоки метаболитов.

    Лаборатория создана в 2013 году в составе Центра живых систем МФТИ в целях исследований омиксных данных человека для нужд медицины, биотехнологической промышленности, генерации знаний в области life sciences, поиска новых лекарственных соединений.




  • Лаборатория трансляционных исследований и персонализированной медицины

    Лаборатория трансляционных исследований и персонализированной медицины была организована в апреле 2013 года. Деятельность лаборатории ориентирована на научные исследования в области персонализированной онкологии, имплементацию научных результатов в разработку продукта, а также на образовательную деятельность. В фокусе научных интересов лаборатории находится изучение причинно-следственных связей между мутациями и изменением экспрессионного профиля опухолей, а также фенотипическим проявлением этих изменений; исследование механизмов устойчивости к противоопухолевым лекарственным препаратам.

    Лаборатория занимается разработкой клинико-диагностической платформы для персонализированного подбора наиболее эффективной терапии рака, не имеющей аналогов в мире. В ходе реализации проекта будет создана и введена в клиническую практику диагностическая платформа, которая позволит врачам назначать максимально эффективную терапию с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента на основе генетических и экспрессионных биомаркеров.




  • Лаборатория медицинской химии и биоинформатики

    Дизайн фокусированных и тематических библиотек органических соединений. Проекты по синтезу и тестированию новых соединений, разработка специализированных программных продуктов в области медицинской химии, нанотехнологий и агрохимии.
    (Заведующий Я.А. Иваненков)




  • Лаборатория биофизики возбудимых систем

    Создание искусственных патчей сердечной ткани, в перспективе пригодных для имплантации и замены поврежденных участков сердца. Исследование процессов, приводящих к возникновению сердечных аритмий.
    (Заведующий К.И. Агладзе)




  • Лаборатория управления программами и проектами развития в области живых систем

    Разработка проектов развития в области «живых систем» и стратегический консалтинг в биомедицинских технологиях.
    (Заведующий О.М. Корзинов)




  • Лаборатория химического синтеза и катализа

    Изучение живых систем на молекулярном, клеточном и организменном уровне необходимо для понимания происхождения и прогрессирования заболеваний, а также поиска эффективных лекарственных препаратов. Хотя в последнее время активно развивается биология, генетика, робототехника и инновационные технологии, применение их в химии пока не распространено. Несмотря на то, что некоторые разработки применяются в параллельном синтезе больших химических библиотек, работа с биомишенями остается по-прежнему сложной. Необходимо разработать химические методы, позволяющие доставлять молекулы в нужные биологические среды. Для этого молекулы должны быть устойчивы, как минимум, к гидрофобным взаимодействиями нуклеофильным функциональным группам, реакции должны протекать эффективно в присутствии воды, кислорода и белков.
    (Заведующий В.В. Фокин)




  • Лаборатория нейронных систем и глубокого обучения

    Целью лаборатории является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области нейронных систем и глубокого обучения для создания машинного интеллекта, а именно: создание алгоритмов, способных без «учителя» находить последовательности действий, приводящих к решению поставленной задачи в неизвестной среде. Решение этой проблемы позволит существенно увеличить автономность интеллектуальных систем и значительно расширить область их приложений.
    (Заведующий М.С. Бурцев)



    Открыть страницу лаборатории

  • Лаборатория научно-технического анализа и прогнозирования

    Аналитические исследования состояния развития научных направлений и подходов в сфере биомедицинских и фармацевтических технологий и их применения для создания новых лекарственных средств, средств диагностики.
    (Заведующий К.В. Балакин)




  • Лаборатория биомедицинской инженерии

    Cоздание тканеинженерных биоконструкций с заданными органо- или тканезамещающими функциями.
    (Заведующий В.Ю. Абрамов)




  • Лаборатория моделирования биологических систем

    Разработка и дизайн сложных биологических систем для оценки эффективности лекарственных препаратов и изучения фундаментальных механизмов взаимодействия компонентов таких систем.
    (Заведующий П.О. Федичев)




  • Лаборатория физиологии человека

    Изучение формирования ритма, аритмии и фибрилляции в сердце, динамики вихревых автоволновых структур методом компьютерного моделирования.
    (Заведующий И.Р. Ефимов)




  • Лаборатория агробиотехнологий

    Поиск новых эффективных модуляторов роста растений с применением современных технологий высокопроизводительного фенотипического скрининга

    (Заведующий А. Тураев)



  • Лаборатория персонализированной геномной диагностики и генной терапии

    Валидация и внедрение в клиническую практику генетических, метаболомных и протеомных тестов.
    (Заведующая Т.О. Амирова)




  • Лаборатория исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики.

    Исследование истории генома человека. Выработка физических методов хронологии, включая ускорительную масс-спектрометрию.
    (Заведующий Х.Х. Мустафин)




  • Лаборатория доклинических исследований

    Изучение фармакологических, токсических, физико-химических свойств веществ на животных с целью исключения неблагоприятных последствий применения препаратов у людей.
    (Заведующий С.Г. Алексеев)