Недавно Правительством РФ была утверждена Концепция технологического развития до 2030 года, разработанная по поручению президента России В.В. Путина. Реализация Концепции должна решить вопросы производства высокотехнологичной продукции в стране. В ней сформулированы основные направления, необходимые для достижения технологического суверенитета и перехода к инновационно ориентированному экономическому росту. Впервые среди приоритетов указаны нейротехнологии.
В последнее десятилетие происходит бурное развитие исследований и разработок в сфере когнитивных наук и нейротехнологий во всем мире, и это не только искусственный интеллект, но прежде всего технологии, направленные на улучшение качества жизни людей с различными двигательными нарушениями и неврологическими расстройствами. Нейротехнологии также находят применение в сфере образования, в индустрии развлечений и решении повседневных задач.
О том, как развивается это направление в России и в мире и что необходимо нашим разработчикам для прорывного развития нейротехнологий, чтобы не оказаться в ситуации значительного технологического отставания, в интервью с экспертами — лидером рабочей группы Нейронет НТИ Андреем Иващенко и руководителем сегмента Нейромедтехника РГ Нейронет НТИ Владимиром Конышевым.
«В 2015-м мы сформулировали дорожную карту, свое видение того, какие технологии на горизонте десяти-двадцати лет выйдут из лабораторий и превратятся в реальные продукты, сервисы, — рассказывает лидер рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Нейронет», заведующий кафедрой инновационной фармацевтики и биотехнологии МФТИ, глава фармкомпании «ХимРар» Андрей Иващенко. — Один из шести сегментов этого плана посвящен нейромедтехнике. Там собрали все, что так или иначе связано с нейротехнологиями в медицине: оборудование, экзоскелеты, протезы, нейроинтерфейсы — инвазивные и неинвазивные способы присоединения человека к машинам».
«Клинические испытания на несколько порядков дороже, чем доклинические исследования, — отмечает Иващенко. — Без государственной поддержки все так и останется на уровне опытных разработок. Наши геополитические конкуренты перешли к клиническим испытаниям. Значит, нам срочно надо реализовать существующие заделы, переводить их на следующий уровень».
«Пока ни один проект в мире не стал коммерческим, — продолжает руководитель лаборатории нейроробототехники МФТИ, генеральный директор группы компаний «Нейроботикс» Владимир Конышев, отвечающий в «Нейронете» за сегмент нейромедтехники. — И Neurаlink, и «Сенсор-Тех» переходят к испытаниям на людях. По срокам пилотных исследований мы не отстаем. Мы отстаем в техническом плане, нет регуляторной базы. И финансирование у наших компаний совсем не такое, как у Илона Маска.
«Причина — в слабости нашего образования в области нейронаук, — объясняет Конышев. — У нас традиционно сильная фундаментальная наука, а весь мир активно движется в сторону современных технологий. Пока у нас не появятся профессионалы в этой области, мы будем отставать. Сейчас очень трудно найти сотрудников для нейротехнологических проектов. К счастью, ситуация постепенно меняется. В этом году в РНИМУ имени Н. И. Пирогова открывают магистратуру по нейропротезированию».